107023, Москва, ул. Электрозаводская, дом 24
Офис : +7 (495) 785 15 36 | Техподдержка : +7 (495) 255 27 75
info@recognize.ru

Статистики ДТП в России: анализ и прогнозы

Статистики ДТП в России: анализ и прогнозы

За последние несколько лет количество ДТП на дорогах России неуклонно сокращалось. Вместе с уменьшением числа аварий понижалась статистика количества погибших и пострадавших от столкновений автотранспорта. Так за 4 года (с 2013 до начала 2017) количество зарегистрированных за год ДТП снизилось с 204068 до 173694. При этом количество погибших в авариях и под колесами автомобилей за этот же срок уменьшилось почти на 7000 человек в год, с 27025 до 20308 человек. Именно эта цифра наиболее значима и злободневна. Для ее сокращения прикладывают множество усилий в самых разных направлениях – от размещения «лежачих полицейских» возле школ до развертывания по всей территории страны единой системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА ГЛОНАСС». Совокупность всех применяемых мероприятий по снижению аварийности позволяет сдерживать рост смертельных случаев на дорогах. Важно понимать, какие средства действительно помогают спасти людей, а что является малозначимым, или на что повлиять мы не в силах.

В зависимости от региона основными причинами ДТП являются:

  • превышение скоростного режима (45-62% всех аварий);
  • низкое качество дорожного полотна, а также отсутствие необходимых дорожных знаков и разметки (13-38%);
  • сложные метеоусловия, а также участки трассы с низким уровнем освещения (11-17%);
  • управление в состоянии алкогольного опьянения (до 21%);
  • малый опыт вождения (до 27%).

К сожалению, большинство аварий с летальными последствиями являются сочетанием сразу нескольких приведенных причин.

Если проанализировать перечисленные факторы, то можно увидеть определенные направления для дальнейшего снижения количества смертельных случаев.

Мощность современных автомобилей и высокое качество дорог позволяют многим водителям регулярно нарушать скоростной режим. Статистика констатирует, что скорость – убивает. Активная борьба с лихачами стала приоритетной. Ведется она автоматическими средствами, сейчас во всех регионах страны установлены разнообразные камеры фотовидеофиксации. Так через штрафы, при малом количестве инспекторов ГИБДД, удается сдерживать количество смертельных ДТП. В перспективе дорожные камеры будут еще более совершенными, и уже сейчас наметилась тенденция к их многофункциональности. То есть на каждом рубеж контроля будут выявляться несколько видов нарушений ПДД, к примеру, как это делает комплекс «АвтоУраган-ВСМ2». Важно оснащать такими системами не только города, но и не большие населенные пункты через которые транзитом проходят федеральные трассы.

Плохое качество дорожного полотна становится причиной каждой четвертой авария. Хотя, справедливости ради нужно заметить, что качество дорог за последние двадцать лет заметно улучшилось. Тем не менее, территория страны огромна и протяженность дорог не позволяет содержать их все в надлежащем состоянии. Учитывая все это можно предположить, что количество дорожных происшествий по причине ям и отсутствия разметки в будущем станет меньше, но не значительно. Инициатива властей по уменьшению размера дорожных знаков в угоду «эстетики городского облика» дополнительно ухудшит статистику. Не стоит забывать, что все правила безопасности написаны кровью. Это напрямую относится к размеру – водитель должен не только увидеть знак, но и успеть отреагировать на его предупреждение.

Говорить об улучшении статистики в отношении случаев, когда плохая погода стала виновницей ДТП также не приходиться. Только система раннего оповещения позволит предупредить водителей об изменении погоды, проведении ремонта дорог и т. п. событиях.

В отличие, от мало управляемого фактора погоды, контроль за состоянием самих участников движения вполне осуществим. Так статистические данные свидетельствуют, что водители, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения являются оружием массового поражения. Они формируют значительную часть особо тяжких ДТП – в некоторых регионах страны до четверти погибших за рулём или под колесами автомобилей. В этом случае было бы правильно перенять белорусский опыт борьбы с пьяными за рулем. Там все любители езды «под мухой» находятся в базе данных ГАИ, чьи инспектора проводят регулярные проверки автомобилистов зарегистрированных в этой базе. Причем проверка проводиться прямо на трассе с использованием мобильного комплекса «ПаркРайт», который распознает автомобильные номерные знаки в режиме реального времени. Таким образом, хмельной контингент находиться под постоянным надзором. Если в результате проверки водитель снова уличен в нетрезвом управлении, то лишается прав. Резкое ужесточение ответственности за вождение в нетрезвом состоянии поможет снизить количество смертельных ДТП по их вине в половину (до 8-11%).

Количеству ДТП с участием начинающих автомобилистов имеющим малый стаж вождения также поддается сдерживанию. Недавно принятое обязательное знаковое оповещение участников движения, что за рулем соседнего автомобиля неопытный водитель, внесет свою лепту в повышения безопасности. Но вместе с тем автомобили год от года становятся доступнее, поэтому ожидать существенного снижения числа ДТП по вине новичков за рулем не реально.

Учитывая новые технологии в области автомобилестроения и управления городской средой можно предположить, что смарт-технологии позволят снизить человеческий фактор при принятии решений в экстренных ситуациях. К сожалению, происходить эти процессы будут постепенно, из-за наличия большого автопарка устаревших автомобилей.