107023, Москва, ул. Электрозаводская, дом 24
Офис : +7 (495) 785 15 36 | Техподдержка : +7 (495) 255 27 75
info@recognize.ru

Новая стратегия дорожной безопасности: перспектива и реальность

Новая стратегия дорожной безопасности: перспектива и реальность

В конце января Правительством РФ утверждена новая концепция безопасности дорожного движения до 2024 года. Основной приоритет остался прежним - снижение количества погибших на дороге. Изменились только цифры, которые нужно достичь. До 2024 года на 100 тысяч населения на дороге ежегодно должны погибать не более 4 человек! В новой концепции появился интересный и бескомпромиссный термин «стремление к нулевой смертности». Насколько эти заявления достижимы, обсудим чуть подробнее.

В новой программе безопасности есть четкое указание на сокращение числа сотрудников ГИБДД, и одновременное увеличение количества автоматических камер фотовидеофиксации. Уже сейчас заметна общая тенденция в этом процессе. Так недавно в СМИ появилось сообщение, что московский департамент транспорта планирует установить ещё около 700 дорожных видеокамер к тем 1,4 тысячи, что уже имеются на дорогах столицы. Многие недоумевают от такого заявления - зачем столько камер!? Но резон в увеличении их числа действительно есть. Дело в том, что функциональные возможности ранее установленных камер не соответствуют современным задачам безопасности. Большинство из работающих в московской группировке камер фиксируют один тип нарушения, они узкоспециализированные, иначе говоря, устаревшие.

 

Вместе с тем, из-за плотности установки камер, появляется стойкое ощущение абсолютного контроля над поведением водителей, а это вовсе не так. Чем больше группировка камер, тем больше уязвимых мест, тем сложнее ее обслуживание. Активное «насыщение» дорожных магистралей средствами фотовидеофиксации вызывает раздражение среди автовладельцев. Появляются обиженные «несправедливыми» штрафами, которые своими стенаниями привлекают внимание к теме работы камер известных блогеров и депутатов разных уровней. Тем не менее, дорожные камеры свою работу выполняют – меньше стало серьезных ДТП, ежегодно сокращается количество погибших на дороге. С 2013 года по настоящий момент цифра снизилась с 27,9 тыс. до 19,9 тыс. погибших россиян. Понятно, что потенциал комплексов фотовидеофиксации не бесконечен. Свою миссию они реализовали - дисциплина среди участников движения выросла. Теперь важно их рациональное применение. Предпочтение в установке должно отдаваться многофункциональным автоматическим комплексам, которые определяют разные виды нарушений.

 

Безопасность движения это не только опека водителей, но и пешеходов, в особенности детей. Их защита на дороге будет главной, пока существуют автомобили. К сожалению, дети не осознают всю степень опасности при переходе дороги, они беспечны, и ответственность за их безопасность ложиться на взрослых, то есть на водителей. Кроме того, ученые утверждают, что ребенок не имеет развитого периферического зрения. Оно совершенствуется по мере взросления человека. Отсутствие такого зрения приводит к фатальным последствиям на дороге. Дети не замечают быстро приближающийся автомобиль, а его водитель не обладает нужным запасом времени на торможение. Все современные технологии оповещения (светодиодные, звуковые, световозвращающие) и автоматического видеоконтроля должны быть многократно усилены в местах большой концентрации детей. Прежде всего, на пешеходных переходах возле школ, детских садов, поликлиник, домов творчества. Понятно, что нельзя оснастить все пешеходные переходы в городе системами фотовидеофиксации, но дополнительно усилить дисциплину среди водителей вполне реально. Без этих действий невозможно заявлять о доктрине «стремления к нулевой смертности».

 

Все около дорожные инициативы предполагают либо повышения качества безопасности, либо облегчения жизни водителей. Так предполагаемое введение новых номерных знаков должно позволить автовладельцам не уродовать номерную пластину при её установке, а подобрать размер соответствующий посадочному месту на автомобиле или мотоцикле. Правда, существует маленький нюанс, который влияет на безопасность. В случае появления номеров с новыми размерами пластины и написанием других вариантов цифробуквенных комбинаций появляется проблема с их распознаванием. Для такого комплекса, как «АвтоУраган» это не проблема - сейчас эта система способна идентифицировать 795 типов номерных знаков 87 стран. При этом системы фотовидеофиксации других производителей будут часто ошибаться, а возможно просто не смогут распознать новые номера. Кроме того, сейчас многие из работающих комплексов устарели и не поддерживаются разработчиками. Понятно, что в таких условиях дороги в одночасье станут бесконтрольными.

 

Наряду с высокотехнологичными трудностями, которые, безусловно, удастся решить, есть застарелые общероссийские проблемы. Присутствие массы дорожных камер в городах и возле них это вовсе не показатель повсеместного контроля и безопасности. Практически никакого видеоконтроля нет на протяженных магистралях. Все просто: нет электричества – нет надзора! Это сотни километровые, опасные автострады, которые составляют 2/3 всех российских дорог. На этих двухполосных трассах нет, не только камер, на них нет разделителей, порой нет даже разметки. У многих из них бытует местечковое, характерное название «дорога смерти». Передвижные системы фотовидеофиксации ситуацию не улучшают. Их стараются далеко не вывозить за пределы населенных пунктов, а в ночное время они не работают. Ситуацию также усугубляет отсутствие необходимых линий связи для передачи данных с этих приборов.

 

Нам обещают скорое начало «революции безпилотников и электромобилей». Возможно, что в случае появления большого процента электромобилей ситуация может кардинально измениться, и, как следствие, везде будет проложено сопровождающее электропитание и появится видеоконтроль на всех участках пути.

 

Многие дороги в России по-прежнему остаются «частично заасфальтированными направлениями».

 

Сейчас прикладывается множество усилий по усилению дорожной безопасности – от безудержного размещения «лежачих полицейских», до развертывания по всей территории страны единой системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС». Совокупность всех применяемых мероприятий по снижению аварийности позволяет сдерживать рост смертельных случаев на дорогах, и это искренне радует.

 

Сергей КУСОВ, руководитель отдела пропаганды

ООО «Технологии Распознавания»

г. Москва

ул. Электрозаводская, д. 24, офис 405

Телефон (495) 785-15-36

www.recognize.ru